Резолюция Съезда

 КОНВЕНЦИЯ СЕМЕЙНЫХ КЛУБОВ ТРЕЗВОСТИ

(метод Владимира Худолина)

ОБ ОСНОВНЫХ ЭКСПЕРТНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К КЛУБАМ, ОРГАНИЗУЮЩИХ РАБОТУ ПО ПРОГРАММЕ МОД СКТ

Принята «26»  января   2018 г.
в Донском монастыре города Москвы
на Втором Съезде семейных клубов трезвости

ПРЕАМБУЛА

Существует множество клубов, которые утверждают, что они работают в соответствии с методологией Владимира Худолина. Однако на практике зачастую оказывается, что многие из действующих организаций не удовлетворяют минимальным требованиям, необходимым для деятельности в структуре национальной ассоциации семейных клубов трезвости.

Национальной ассоциацией СКТ по методологии В.Худолина является Межрегиональное общественное движение в поддержку семейных клубов трезвости (МОД СКТ), ставшее в 2010 году правопреемником Православного центра наркологической помощи «Солидарность» и Душепопечительского  центра имени преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны «Дома милосердия» при церкви Святителя Николая в селе Ромашкове Одинцовского района Московской области.

Ими более 25-лет, по методу профессора Худолина, во взаимодействии с клубами Италии, Хорватии и Сербии осуществляется программа оказания помощи лицам, имеющим проблемы, обусловленные пристрастием к психоактивным веществам и действиям (далее – «ПАВ и ПАД»).

Официальный представитель Национальной ассоциации СКТ от России является членом исполнительного совета международной ассоциации семейных клубов трезвости (WACAT), основной целью деятельности которой является сохранение методологии В.Худолина без существенных изменений, но уточнение ее с учетом развития клубов по всему миру.

МОД СКТ разработала и приняла настоящую Конвенцию об экспертных требованиях, необходимых для решения вопроса о соответствии деятельности тех или иных клубов трезвости методологии Владимира Худолина и возможности их объединения.

 

  1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
    • В семейных клубах трезвости (далее – «СКТ») проблемы, обусловленные психоактивными веществами и действиями, рассматриваются в контексте системного, биопсихосоциодуховного, «экологического» подхода.
    • Сложность человеческих взаимоотношений и жизненных трудностей понимается как результат нарушения упорядоченности и целостности экологической системы, включающей духовную, социальную, семейную, антропологическую и природную сферы.
    • СКТ признают, что зависимость от психоактивных веществ и действий является существенной частью образа жизни, или привычного, саморазрушительного поведения личности, предпочитающей долговременным отсроченным радостям сиюминутные удовольствия.
    • Решая проблемы, обусловленные злоупотреблением психоактивными веществами и действиями (ПАВ/ПАД), исходя из парадигмы системного подхода в науке, СКТ считают, что объектом коррекции должна быть, прежде всего, семья и ближайшее социальное окружение страждущего, т.к. именно они системно реагируют на те или иные трудности близкого им человека. Профессор Худолин считал, что «алкоголизм является семейной проблемой и связан со стилем поведения или образом жизни семьи».
    • В СКТ не довольствуются лишь только отказом пьющих от употребления спиртного, но стремятся привить своим членам желание жить трезво и благочестиво, быть трудолюбивыми и добродетельными, приобщают их к традиционным нравственным нормам и ценностям, побуждают к всестороннему росту и духовному созреванию.
    • В СКТ верят, что от зависимости можно освободиться. Для этого при поддержке «значимых близких» от зависимого лица потребуются серьёзные усилия к интенсивному самоанализу, самопознанию, самосовершенствованию, к раскрытию для себя жизненных перспектив и образа будущего.
    • Российским СКТ необходимо учитывать особенности православной духовности, возникшей на базе славянского образа жизни и миропонимания, в результате активного усвоения и творческого переосмысления православно-византийской конфессиональной и культурной традиций. Надо помнить: христианское мировоззрение сформировало соответствующую ему систему личностно-социального поведения. Духовную радость, восторг и умиление уверовавшие во Христа славяне изначально испытывали от знакомства с книжной мудростью, бесед с подвижниками благочестия, пребывания в храме, участия в Божественной литургии, церковных праздниках, окунании в святых источниках, почитания христианских святынь и посещения святых мест. Поэтому и теперь, наряду с участием в музыкальных, песенных, танцевальных, литературных вечерах, художественной самодеятельности, спортивных играх, выездах на природу, посещением театров, выставок, просмотром кино, по сути, чисто мирских мероприятиях, члены СКТ уделяют должное внимание встречам со священнослужителями, совместному участию в церковных Таинствах, ежедневной личной молитве, исполнению постов, чтению Священного Писания и творений святых, паломничествам, купанию в святых источниках, даче обетов трезвости.
    • СКТ не подменяет собой церковные общины, так как не ставит перед собой религиозных и сотериологических целей. Его назначение на приходе — быть действенным надёжным подспорьем в решении житейских проблем прихожан.

 

  1. УЧАСТИЕ В РАБОТЕ КЛУБА
    • Кандидату, желающему вступить в СКТ, следует рекомендовать принять обязательство по отношению к самому себе и всем членам клуба впредь решать все возникающие проблемы без помощи алкоголя и других психоактивных веществ и действий, подписав соответствующее соглашение.
    • Зависимый человек и его/её ближайшее окружение (члены семьи/родственники/коллеги по работе/друзья) принимают деятельное участие в работе клуба и совместных клубных мероприятиях.
    • Участники в обязательном порядке посещают клубные встречи, которые проводятся еженедельно в установленные дни и часы. Рекомендуемая продолжительность встреч — не более 1,5 часов.
    • Каждый член клуба должен иметь свои обязанности (председатель, секретарь, казначей, ответственный за организацию досуга и т. п.).
    • Членство в СКТ должно быть продолжительным. Первоначальная фаза реабилитации длится не менее пяти лет.
    • Участникам клубов настоятельно рекомендуется воздержание от приёма алкоголя, наркотиков, других психоактивных веществ и психоактивных действий. Однако доброжелательное отношение к участникам клубов является приоритетным.
    • Члены СКТ на специально организованных занятиях должны быть в доходчивой форме ознакомлены с последними достижениями аддиктологии.
    • Каждый клуб работает на основе принципа многосемейственности, объединяя максимум 12 семей (30 членов). Когда их станет больше двенадцати, клуб должен будет разделиться.
    • Наряду с основной клубы осуществляют и дополнительную деятельность — прежде всего патронаж и работу с членами семьи. Патронаж осуществляет специально организованная патронажная служба клуба.
    • СКТ не должен замыкаться на самом себе и изолировать себя от общества.

 

  1. РАБОТНИК КЛУБА
    • Работник, прошедший специальную подготовку в школе ведущих при МОД СКТ, одновременно является членом организованного им клуба.
    • Работник клуба должен активно участвовать во взаимодействии всех членов семьи с применением своих знаний и опыта и действовать по принципу «здесь и сейчас» с нацеленностью на будущее, избегая слишком частого обращения к прошлому, но ему не следует давать советы или прямые указания, какие именно решения следует принимать семье в той или иной ситуации.
    • Работник клуба не должен проводить патронаж, кроме самых исключительных случаев, когда все другие возможности уже исчерпаны.
    • Работнику клуба не подобает на клубных встречах читать лекции о вреде алкоголизма и его последствиях, или ратовать за умеренное употребление спиртных напитков, или вербальным либо невербальным образом выдавать свое отношение к алкоголизму как к болезни, в соответствии с точкой зрения классической медицины.
    • Работник СКТ, помогающий изменить как поведение, так и образ жизни в целом, не является терапевтом, независимо от его образования и профессиональной квалификации (врач, психолог, социальный работник, медицинская сестра или фельдшер). Проявлениям власти нет места в клубе, в котором должны присутствовать только солидарность, дружба, эмоциональное единение, любовь и равноправие.
    • Часто поднимаемые на собраниях клубов вопросы религиозного содержания обсуждаются только тогда, когда на встрече присутствует священник или катехизатор, человек с богословским образованием. К данной тематике в СКТ относятся с предельной осторожностью, следуя правилу: делиться только личным, не вдаваясь в рискованное доморощенное богословие.
    • При возникновении затруднений в проведении встреч работнику клуба следует обращаться за советом и помощью к специалисту, осуществляющему супервизию клуба.
    • Работники клубов трезвости регулярно участвуют в интервизиях и периодически повышают свою квалификацию на специально организованных для этого курсах.

 

  1. УЧАСТИЕ В МЕЖКЛУБНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ
    • Все клубы, по территориальной принадлежности, регулярно собираются на заседаниях в одном из них (ежемесячные собрания). На таких встречах присутствует большое количество участников, где они сообща обсуждают тему, предложенную для этого собрания. Такие встречи поддерживают постоянную связь между клубами, необходимую для выработки общей концепции, обмена опытом и оказание просветительского воздействия на более широкую социальную группу.
    • На общих собраниях клубов принято отмечать долгосрочную абстиненцию их членов. В торжественной тёплой обстановке трезвеннику со стажем вручается символическая награда для поддержания дальнейших его усилий на пути духовно-нравственного становления и для убеждения присутствующих в том, что освобождение от зависимости вполне возможно.

 

  1. СОТРУДНИЧЕСТВО КЛУБОВ С ТРЕТЬИМИ ЛИЦАМИ
    • Клубы сотрудничают с государственными, общественными, религиозными организациями, где участники клубов получают необходимую дополнительную специализированную помощь.
    • Сотрудничество на официальном уровне осуществляется только через российскую ассоциацию семейных клубов трезвости (МОД СКТ), а не клубами самостоятельно.

 

ПРИМЕЧАНИЕ

Необходимо отметить, что в зависимости от специфичности клубной работы, обусловленной местоположением и региональными особенностями, может наблюдаться  разнообразие в клубной деятельности, однако не носящее принципиальный характер.

Наиболее значимыми из особенностей могут быть:

1)  Характер взаимоотношений с государственной службой здравоохранения (наркологические учреждения, психиатрическая служба). Первоначально клубы получили распространение вне государственной службы здравоохранения. Работники клуба не являлись подготовленными медицинскими или социальными работниками, а осуществляли свою деятельность в качестве волонтеров. В последующем наблюдалось более тесное сотрудничество с профессиональным медицинским сообществом, следствием чего стало привлечение специалистов к работе в программе и специализированная подготовка клубных работников. Таким образом, клубные работники получили различную подготовку и имеют собственный опыт работы, сложившийся исторически. Работа в семейных клубах трезвости предполагает возможность сочетания как профессионального, так и волонтерского подходов, что является приемлемым сточки зрения мирового опыта работы СКТ (в балканских странах получил распространение профессиональный подход, в Италии – подход волонтерский). В связи с этим роли клубных работников могут отличаться в разных клубах в зависимости от степени подготовки.

2) Организация клубного сотрудничества. В зависимости от условий, в которых складывалась клубная деятельность, наблюдалось установление разных степеней сотрудничества клубов с общественными, государственными и конфессиональными организациями. Важное значение в развитии сотрудничества является доверительное и тесное сотрудничество с приходом Русской Православной Церкви, где осуществляет работу клуб (поддержка работы клуба настоятелем обеспечивает его успешное функционирование в дальнейшем). В случае привлечения к работе клуба профессионального специалиста наблюдается установление эффективного взаимодействия со специализированными государственными учреждениями системы здравоохранения. В тех клубах, где имеется сильное и устойчивое внутриприходское или межприходское взаимодействие, будет наблюдаться большее количество социальных контактов и форм сотрудничества клубов с другими организациями. Огромное значение имеет тот факт, если клубная ассоциация имеет возможность организовывать образовательный центр, где происходит обучение работников клубов, привлечение к работе волонтеров в качестве работников клуба, а также установление тесных и продуктивных отношений со специалистами из различных образовательных учреждений (системы здравоохранения, психологической или социальной направленности, конфессиональной школы).

3) В различных клубах может наблюдаться разнообразие в таких вопросах, как внимание к вопросам личностного роста, работой с мотивацией участников или развитию духовных качеств. Такое различия может быть связано с особенностями личного опыта работников клуба, требованиями социальной среды, где действует клуб, культурными особенностями и духовными традициями регионов и социальных сообществ.

 

Комментирование запрещено