ИТОГИ III СЪЕЗДА

 О ПОДГОТОВКЕ ВЕДУЩИХ СЕМЕЙНЫХ КЛУБОВ ТРЕЗВОСТИ*


Семейные клубы трезвости стали сегодня одной из основных форм работы по утверждению трезвости.

Их серьезное преимущество по сравнению с традиционными общинами и братствами трезвости заключается в использовании семейного, то есть естественного искони для человека, принципа межличностного взаимодействия, возвращающего человека в разрушенный прежде контекст близких, доверительных, родственных отношений. Вторым плюсом является клубная форма общения, предлагающая добровольный, почеркнуто свободный формат участия во взаимодействии, с вниманием к личному достоинству страждущего.

Недостатком данной формы является временная протяженность работы, медленный темп изменений в личном самоосознании и в способах взаимодействия с ближними. Многие видят в этом низкую эффективность данной формы трезвенной работы. Но, с другой стороны, неторопливость клубных встреч — обстоятельство, работающее на пользу участнику клуба, а особенно семье, ведь именно она является объектом помощи.

Подготовка волонтеров для квалифицированного ведения клуба осуществляется в Викариатской школе Северного викариатства города Москвы, то есть при храме Всех Святых на Соколе.

Школа существует уже четыре года, и есть необходимость проанализировать ее деятельность для обеспечения развития данного направления дополнительного образования взрослых.

Клубы же в утвердившейся сегодня форме, реализованной впервые у нас в стране священником Алексием Бабуриным, существуют более 20 лет, но осознание необходимости школы ведущих пришло не сразу. Казалось, что энтузиазма трезвого и верующего человека вполне достаточно для успешного ведения клуба, ведь роль его достаточно проста и малозаметна, основную работу по введению страждущего в систему здоровых отношений выполняет сам клуб. Но практика показала, что ведущий СКТ – это человек, который встал на путь пожизненного углубленного самообразования.

Викариатская школа стала удачной формой подготовки ведущих, гармонично сочетая первичное ознакомление слушателей с проблематикой зависимости и концептуальными основами трезвого образа жизни семьи с дальнейшим погружением в профессиональные тонкости работы с клубом как весьма специфической группой.

Первоначальные трудности с подготовкой ведущих были связаны с представлением о достаточности традиционного механизма в передаче умений: делай как я и передай это следующему кругу делателей. Затруднения обусловлены тем, что прекрасные практики, и в том числе многоопытные деятели трезвенного движения, часто не знают, как обучить ведущего клуба или общины трезвости, то есть как обучить ВЕДЕНИЮ клуба. На семинарах и тренингах в ряде распространенных пособий зачастую речь идет в большей степени о научении трезвому просвещению, передаче информации, рекламе трезвого образа жизни (ролик, плакат, культурные календарные мероприятия, в том числе семейные), но нет передачи опыта последовательной, постепенной и долговременной (3-5, а то и 10 лет) работы с травмированной семьей, с людьми, находящимися во взаимном разочаровании, бессилии и претензиях. Поддержку и энергию дает семье клуб трезвости – не через умные советы, а через совместное и трудное преодоление долгого пути к трезвости, который становится путем к новой жизни и новому, преображенному человеку.

Преподаватель школы должен уметь обучать, доходчиво излагая материал, но не ограничиваться теорией, а одновременно уметь продемонстрировать приемы, например, мотивационного консультирования или диагностики, а также научить применять, скажем, различные способы убеждения или варианты ведения диалога, в организации практической деятельности учащихся.

Виды помощи страждущим, в соответствии с био-психо-социо-духовной концепцией здоровья человека, сегодня варьируются от фармакологической поддержки и техник детоксикации до способов психологической коррекции, копинг-стратегий и психотерапевтической реабилитации. Академический подход в системе Викаритской школы предполагает сообщение знаний по четырем названным уровням работы с человеком как индивидом и личностью: медицинская наркология, психология семьи и навыки саморегуляции, педагогика здорового образа жизни и педагогика досуга, антропология, этика и аксиология. Недостаточная возможность использования академической формы образования в виде лекций и семинаров связана с трудностью усвоения материала по трезвенной тематике в привычной форме обучения, в связи с акцентом внимания слушателя на «личном интересе», на личностном компоненте в обучении, и требует поэтому применения инновационных и технологичных способов обучения (диалоговые беседы, тренинговые семинары, видеофиксация занятия с последующей обратной связью во время занятия, дистанционное изучение материала посредством просмотра видеозанятий).

Особенности содержания обучения трезвому образу жизни задействуют вольно и невольно воспитательную сторону образовательного процесса. Слушатель сталкивается с необходимостью переосмысления религиозных и гражданских ценностей, с преодолением эгоизма в формировании своей позиции в тренингах отношений, учится слышать другого в духовно-ориентированном диалоге. В целом, школа базируется на педагогическом девизе «человек не дан, а задан», что подразумевает гармоничное сочетание в ее деятельности воспитания ума, воли и чувства.

Поскольку обучение семейной трезвости собирает прежде всего круг непосредственно заинтересованных лиц, то и ведущие в основном выходят из этой среды, то есть они на личном опыте знакомы с проблемами дисфункциональной семьи. Следовательно, преподаватели Викариатской школы строят учебные программы, учитывая взрослый возраст слушателей, а также личностные особенности контингента, связанные с пережитыми семейными стрессами и дефицитом межличностного взаимопонимания. Таким образом, в учебном процессе осуществляются два педагогических подхода: андрагогический и адаптивный, связанный с простраиванием индивидуальных маршрутов обучения для разных учащихся, — что более подробно изложено в статье «Концептуальные основы деятельности викариатской школы подготовки работников семейных клубов трезвости» [1].

Остановимся на андрагогической составляющей. Мотивация слушателей различна, можно выделить как минимум три категории учащихся. Первые – те, кто нацелен на получение сертификата, обычно имеющие багаж одного или двух высших образований, — они имеют четкое представление о желаемой квалификации и настроены совершенно конкретно на волонтерское служение, поэтому рассчитывают на прохождение минимального курса и получение сертификации в сжатые сроки. Иные, получая первое профессиональное образование, имеют весьма размытое представление о своем профессиональном амплуа и не уверены, что хотят стать ведущими клуба, тратя силы на волонтерскую работу. Третьи, обнаружив в ходе психологических проработок собственные личностные и семейные проблемы, — уклоняются в восполнение собственного дефицита, преодоления собственных противоречий, выстраивания нового жизненного маршрута. Личная полезность последнего варианта обучения понятна, но сомнительная для движения трезвости, ведь при этом преподаватели просто занимаются трудом милосердия, а приходы по-прежнему нуждаются в открытии новых клубов.

Задача профессионального преподавателя – переориентировать последний вектор интереса, настроить слушателей на специализацию, не игнорируя при этом и их насущные проблемы.

Особое место в системе подготовки ведущего СКТ занимает мировоззренческое обеспечение становления его личности, формирование православных духовных ориентиров и просоциальных ценностей, соответствующих этике церковного служения. Кроме того, для ведущего важно иметь отчетливое представление об идеологии самих клубов как модели семьи: что на первом месте – пассивное сострадание или активное соучастие? В каких формах они приемлемы и что предпочтительно на клубе и в семье? Нередко человек заблуждается относительно своей роли в семье, да и просто устает от бессмысленной конфронтации, и приводит ближнего на клуб чтобы получить самому некоторое облегчение, «сдать» его клубу. Понятно, что вместо эмпатической поддержки друг друга члены такой семьи ощущают изоляцию, отвержение, ненужность, да и осуждение. Поэтому подготовка потенциального ведущего к решению мировоззренческих семейных вопросов не сводится к ознакомительному курсу ОПК, а требует освоения функции исследователя семейных отношенческих парадигм.

По представлениям современной андрагогики, важная составляющая образования взрослых – личный запрос на развитие [2, c. 5]. Необходимо учитывать, что принцип взаимосвязи личностного и профессионального развития является универсальным.

Не взирая на рост технологичности образования, человеческое измерение профессиональной подготовки остается приоритетным, и сегодня для работы в клубах востребованы  специалисты, способные осуществлять профессиональную деятельность на качественно новом, — творческом уровне.

Мотивация взрослого к получению дополнительного образования, помимо утилитарной цели приобретения знаний, умений и навыков для новой квалификации, окрашена ожиданиями удовлетворения от личностного смысла профессиональной деятельности.

В образовании взрослых, кроме традиционного подхода, подразумевающего полноту передачи сведений и умений с максимальным приближением к заранее намеченному образцу, целесообразно использование еще двух подходов: деятельностного и развивающего. Школа активно реализует деятельностный подход через интерактивное взаимодействие учащихся в ходе занятий и тренингов. Имеет место и контекстный подход (использование большого жизненного опыта и рефлексии взрослого).

Процесс взаимодействия педагога и учащегося в школе для взрослых – субъект-субъектный. Как это часто бывает у студентов, взрослый ученик участвует в отборе содержания обучения, усваивает не только и не столько объем изучаемого, сколько образ личности и образ жизни педагога, становящегося при этом просто «компетентным коллегой», обеспечивающим продвижение слушателя по его учебной траектории.

Кроме того,  запрос на обучение в Викариатской школе  часто связан со смещением ценностей человека в сторону служения ближнему, в ходе формирования христианского сознания, «самопреобразования» человека [2, c. 10].

Еще одна причина роста актуальности дополнительного образования взрослых – глобальные изменения в культурном пространстве, в связи с уходом, как было отмечено выше, традиционного механизма передачи культурного наследия, так что человек нуждается в дополнительной помощи, чтобы разобраться в себе. Эта составляющая подготовки названа исследователями «экзистенциальной» и как нельзя более успешно осуществляется как в процессе подготовки взрослого человека к ведению клуба трезвости, так и в ходе самой деятельности по руководству клубом.

Таким образом, можно констатировать факт, что Школа подготовки ведущих СКТ отвечает своим существованием на два запроса современности: и запрос социума на подготовку кадров ведущих клубов трезвости, и одновременно – запрос личности нашего взрослого современника на развитие через профессиональное совершенствование.


Горячева А.А., Бабурин Алексей (протоиерей), Чубукова И.В. Подготовка ведущих семейных клубов трезвости как вариант дополнительного образования взрослых

Комментирование запрещено